В Украине планируется введение платного проезда для грузового транспорта как способ финансирования автомобильных дорог, сокращения вредных выбросов и приближения к европейским стандартам
По оценкам аналитиков T&E, такая система может приносить государству более 1 млрд евро ежегодно при условии адаптации к Директиве ЕС 2022/362.
Состояние дорог и проблемы инфраструктуры
Из-за войны и перенаправления средств Государственного дорожного фонда на оборону состояние автодорог Украины существенно ухудшилось. На 2025 год около 38% дорог находятся в неудовлетворительном состоянии, повреждено более 25 тыс. км покрытия и 344 моста. Плохое качество дорог увеличивает эксплуатационные расходы грузовиков до 35%, что негативно сказывается на логистике и бизнесе.
Возраст и состояние грузового транспорта
Средний возраст грузовиков в Украине — 16,2 года, что значительно превышает средний показатель по ЕС. Лишь 10% новых машин ежегодно не старше 5 лет, а большинство транспорта имеет низкую энергоэффективность и высокие выбросы CO₂. Дополнительную нагрузку на дороги создают перегруженные автомобили, ухудшающие состояние покрытия и экологическую ситуацию.
Финансовый эффект от платных дорог
По минимальному сценарию — введение платы для грузовиков свыше 12 тонн на трёх основных коридорах (М-06, М-07, М-05) — бюджет государства может получать около 215 млн евро в год. Полная система, аналогичная немецкой Maut, с учётом экологических сборов позволит получить более 1 млрд евро. Доходы будут формироваться за счёт платы за пользование дорогами и экологических доплат за выбросы, шум и загрязнение воздуха.
Влияние на стоимость перевозок и бизнесс
Расчёты показывают, что повышение тарифов незначительно повлияет на конечную цену товаров. Например, доставка бутылки пива со Львова в Киев подорожает всего на 0,49% или примерно 38 копеек. При этом качественное дорожное покрытие снижает эксплуатационные расходы и сохраняет ресурсы грузового транспорта.
Поддержка со стороны бизнеса
Опросы показывают, что 76% украинских компаний поддерживают платные дороги при условии реального улучшения состояния автодорог. Для бизнеса важна предсказуемость расходов, скорость логистики и снижение износа техники.
Платные дороги для грузовиков — это не только источник дополнительного финансирования, но и инструмент контроля дорожной инфраструктуры, стимул для обновления автопарка и снижения загрязнения окружающей среды. При эффективной реализации эта реформа может стать одним из ключевых шагов модернизации транспортной системы Украины.
Похожие статьи
Моторные масла сопровождают автомобили с момента появления двигателя внутреннего сгорания
Ранее для смазки использовали животные жиры...
В Одесской области вступили в силу обновленные условия пересечения государственной границы с Молдовой и Румынией для...
Ноябрь традиционно стал «финальным аккордом» мотосезона в Украине
По данным Института исследования авторынка, продажи мотоциклов по...
Добавить комментарий
Комментарии 0
Оставить комментарий